Jump to content
  • Sunday, June 2 2019 from 6 to 8 in the evening.33 Tailwater St. Manitowoc, WI 54220 (1).png

    План Подготовки

    Привет, юнлинг! Если ты начинаешь свой путь олимпийца, то тебе стоит прочитать этот план. Олимпийская деятельность требует большой ответственности и усилий.

    Чтобы начать свой путь, ты должен освоить некоторые знания по предмету, поэтому ты должен начать читать книги. Твой путь к успеху можно поделить на 5 композиционных частей рассказа:

    1.Вступление

    2.Завязка

    3.Кульминация

    4.Развязка

    5.Заключение

    I. Вступление

    Для начала, ты должен уделить достаточное количество времени для занятия биологией. В школьные дни ты должен заниматься минимум 2 часа в день, а в выходные дни ты должен уделять 5 часов. Во вложениях ты найдешь Excel файл, где есть таблица с расписанием занятий .Расписание.xlsx . Ознакомься со списком литературы для лиги, в которую ты входишь. Открой pdf файл, где есть информация о тайм менеджменте . Не забывай конспектировать, потому что объем материала велик, а повторять со временем надо. Заведи красивую тетрадку, возьми ручки и приступай к работе

     

    II. Завязка

    Лучшим выбором для тебя станет книга под названием «БИОЛОГИЯ» в 3-х томах, чьим автором являются Грин, Тейлор и Стаут. Эта книга есть во всех библиотеках НИШ и в открытом доступе в интернете. Эта книга даст тебе базовые знания по всем разделам биологии, имеет очень познавательные объяснения, а так же туда прилагаются довольно детальные графические материалы, таблицы, и.т.д. В этой книге очень хорошо рассматриваются темы по анатомии и физиологии человека (кроме костей) Если вы прочитаете эту книгу, у вас будет достаточно знаний, чтобы уметь решать задачи, но этой книги все равно недостаточно.

    Единственным минусом этой книги является то, что там дается мало знаний по зоологии, и тебе придется находить информацию в справочниках, как Богданова. На самом деле, справочники помогают получить максимум знаний за кратчайшие сроки. Можно повторить пройденные темы , или прочесть именно там перед районными, сетевыми олимпиадами.

    Начинай читать Campbell Biology , если у тебя хорошо с английским. Эта книга считается Библией у биологов. Учебник дает очень много знаний , обьясняют понятно и там полно иллюстрационных материалов, которые ты можешь перерисовать. А так же есть Тест- банк и задания по этой книге, которые т можешь выполнить после прочтения каждого чаптера. Тест банк и Задания доступны в ФАЙЛАХ.

     

    Список тем для юниоров

    ·         Анатомия животных (Биология, Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы, Богданова Т.Л., Солодова Е.А.)

    -          Строение пищеварительной системы человека (строение зуба)

    -          Строение репродуктивной системы человека

    -          Строение дыхательной системы человека (структура легочного ацинуса)

    -          Строение кровеносной системы человека (строение сердца, классификация сосудов, состав крови, форменные элементы крови)

    -          Строение опорно-двигательной системы человека (структуры скелета, классификация костей, классификация мышц, строение мышцы)

    -          Строение кожи

    -          Строение нервной системы человека (структура спинного и головного мозга)

    -          Структура глазного яблока

    -          Строение уха

    -          Эндокринная система человека

    -          Внутренне Строение членистоногих (насекомые: кузнечик, паукообразные: паук, ракообразные: речной рак)  

    -          Строение пищеварительной системы жвачных

    -          Внутренне  Строение рыбы

    ·         Анатомия растений (Биология, Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы, Богданова Т.Л., Солодова Е.А.)

    -          Внутреннее строение корня, стебля, листа

    -          Строение корня, стебля, листа

    -          Строение семени покрытосемянных

    -          Строение плода

    -          Строение почки

    -          Зоны корня

    -          Структура, диаграмма, формула цветка

    -          Классификация листовых пластинок

    -          Классификация проводящих пучков

    -          Типы  околоцветника

    -          Классификация плодов

    -          Классификация соцветий

    -          Классификация корневых систем

    -          Типы  расположения листьев

    -          Видоизменения органов растений

    ·         Физиология растений (Биология: Т. 2,3  Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.)

    -          Терморегуляция (строение устьица, механизмы предотвращения испарения воды)

    -          Осмос в корнях растений

    -          Диффузия вещества

    -          Фотосинтез (уравнение, продукты, реагенты, условия)

    -          Транспорт в растениях (ксилема и флоэма)

    -          Фитогормоны и их функции

    -          Опыление: виды, двойное оплодотворение, строение пыльцы

    ·         Физиология животных (Биология: Т. 1,2  Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.)

    -          Гормоны и их функции, классификация

    -          Витамины и их функции, классификация

    -          Микроэлементы и их функции, классификация

    -          Макроэлементы

    -          Пищеварение

    -          Ферменты и их функции

    -          Терморегуляция

    -          Вегетативная нервная система: функции, строение, физиология

    -          Виды рефлексов: сравнение

    -          Проводящая система сердца

    -          Механизм вдоха и выдоха

    ·         Систематика животных (Биология, Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы, Богданова Т.Л., Солодова Е.А.)

    -          Эволюция система органов по типам животных

    -          Систематика каждого типа, кроме хордовых и членистоногих, до класса: строение, отличительные характеристики, представителей типа/класса

    -          Систематика типа хордовых: надклассы, классы (для позвоночных), подклассы, отряды. Знать строение и отличительные характеристики, представителей надкласса/класса/подкласса/отряда

    -          Систематика членистоногих (ракообразные, паукообразные, насекомые): классы, отряды (для насекомых). Знать строение и отличительные характеристики класса/отряда

    -          Сравнение эукариот и прокариот

    -          Бактерии, археи, вирусы: основные положения

    -          Эволюционные отличительные характеристики человека

    -          Эволюция целома

    -          Зародышевые листки

    -          Филогенетическое древо животных

    -          Классификация черепов

    -          Онтогенез, Эмбриогенез

     

     

    ·         Систематика растений (Биология, Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы, Богданова Т.Л., Солодова Е.А.)

    -          Водоросли (зеленые, красные, бурые): классификация и характеристика каждого типа, общий план характеристики водорослей, представители

    -          Лишайники: классификация, отличительные особенности, представители

    -          Мхи: строение, классификация, отличительные особенности, эволюционные преимущества, представители, цикл развития и его особенности

    -          Плауны, Хвощи, Папоротники: строение (особенно папоротник), отличительные особенности, эволюционные преимущества, представители, цикл развития и его особенности

    -          Особенности размножения споровых растений

    -          Голосемянные: эволюционные преимущества, цикл развития, строение шишки

    -          Цветковые: классы и их особенности, эволюционные преимущества

    -          Филогенетическое древо растений

    -          Основные семейства растений: формулы, соцветие, плоды, представители

    -          Грибы: общий план строения, цикл развития, классификация,

    ·         Гистология и цитология (Биология: Т. 2 Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.)

    -          Общий план строения растительных, животных, грибных, бактериальных клеток. Знать сравнительные черты всех типов клеток.

    -          Клеточные органоиды: функция, строение

    -          Животные ткани: строение клеток, функция, локация в теле

    -          Растительные ткани: классификация, строение клеток, функции, локация в растении

    ·         Биоразнообразие (Биология, Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы, Богданова Т.Л., Солодова Е.А.)

    -          Классификация ротовых аппаратов насекомых

    -          Классификация конечностей членистоногих

    -          Эндемические виды: растения, животные и их места обитания

    ·         Экология (Биология: Т. 1 Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.)

    -          Факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные)

    -          Сукцессия(виды, факторы)

    -          Основные правила экологии

     II. Кульминация

    После прочтения или же в процессе чтения этих книг ты можешь расширять свои знания по определенным сферам. Можешь начать изучать генетику, читая Pierce Genetics и решая задания с Schaums Outlines . Каждый олимпиадник обязан прорешать эту книгу, чтобы щелкать задачи по генетике как семечки.

    Начни читать Lehninger Biochemistry. Она доступна на обоих языках, поэтому, тебе не составит труда читать эту книгу. Старайся уловить главные концепты глав, и бери то, что тебе понадобится (просто книга часто уходит очееень глубоко). Самое главное – решай задачи в конце глав. Они тебе пригодятся, потому что ты должен уметь анализировать всю инфу, которую ты получил.

    Alberts MBC и его задачник тоже входят в число полезных книг по биологии. Книги дадут тебе полезную и познавательную информацию о молекулярной биологии. Четко описаны методы, много фоток и задач. Обязательно решай задачник – оттуда берут задания на респу, и не только (МЕЖНАР).

    Самым главным моментом в этом этапе является то, что ты должен практиковаться. Решай международные олимпиады и национальные олимпиады. Разбирай задачи, понимай и решай заново их уже на время. Это очень важные действия, которые апнут тебя настолько, что станешь непобедимым.

    1.      Районные, областные олимпиады (лучше смотреть уже готовые с ответами для понимания того, что составители любят добавлять) http://biology.nisolymp.kz/files/category/2-olympiads-qazaqstan/

    2.       Республиканские олимпиады, начиная с 2012

    http://biology.nisolymp.kz/files/category/2-olympiads-qazaqstan/

    3.      Международные олимпиады(IBO), начиная 2012 года

    http://biology.nisolymp.kz/files/category/6-ibo/

    4.      Индийские олимпиады (INBO)                                    

    http://biology.nisolymp.kz/files/category/39-practice-for-olympiad/

    5.       Американские олимпиады (USABO)                         

    http://biology.nisolymp.kz/files/category/39-practice-for-olympiad/

    III.Развязка

    Теперь ты должен уметь синтезировать свои знания в реальной жизни. Разбирай популярные статьи в научных журналах, попросись в лабораторию школы, чтобы делать практики олимпиад. Ты почувствуешь себя реальным ученым, когда начнешь все это. Ты должен наработать навыки по практике, потому что на международных олимпиадах тебе придется максимально точно и ускоренно выполнять практические задания. Разбирая статьи, ты начнешь мыслить как ученый. Плюс к этому, материалы со статей берут на олимпиады. Даже на сборах тренер будет тебя проверять на то, насколько ты будешь понимать данную статью , давая различные задания по ним. 

    IV.Заключение

    Теперь ты настоящий олимпиец, и наверное добьешься больших успехов, если ты выполнил все , о чем писалось ранее. Ты все увидишь и будешь замечать в процессе чалышмы. Запомни, время бесценно, и оно будет играть решающую роль в твоей подготовке (проверено)

    P.S. Ссылки на книги:

    1.      Molecular Biology of The Cell by Alberts

    2.      Schaum's Outlines of Theory and Practice of Genetics

    3.      Principles of Biochemistry. Lehninger

    4.     Биология. Грин - Тейлор - Стаут

    5.     Campbell Biology (Urry,Reece,Minorskiy)

     

×