Jump to content
  •  

    5e272e7df0547_A4Copy.thumb.png.e0f2b75299b2740cba46d0a5bdb45090.png

    Введение:


    Этот план предназначен для будущего олимпийца. Специально для тебя, мы подготовили список самых важных тем, которые очень часто встречаются в олимпиадных заданиях. План разделен на две части, для учеников 7-8 и 9-11 классов . В седьмом и восьмом классах очень важно получить хорошую базу знаний для дальнейшего изучения предмета. А начиная с 9 класса, вы будете активно участвовать в олимпиадах. В связи с тем, что с этого года задания по биологии на Республиканской олимпиаде одинаковы для всех классов, то и темы старших классов приходятся изучать пораньше. Удачи тебе в начинаниях!

    7-8 класс


    1. Разнообразие живых организмов


    • Сравнение эукариот и прокариот
    • Бактерии, археи, вирусы: основные положения
    • Систематика простейших
      • Классификация, их особенности, общий план строения, представители
      • Жизненный цикл споровиков, инфузорий
    • Водоросли
      • Зеленые, красные, бурые: классификация и характеристика каждого типа, общий план характеристики водорослей, представители
    • Лишайники
      • Классификация, отличительные особенности, представители
    • Мхи
      • Общий план строение, классификация, отличительные особенности, эволюционные преимущества, представители, цикл развития и его особенности
    • Плауны, Хвощи, Папоротники:
      • Общий план строения (срезы), классификация, отличительные особенности, эволюционные преимущества, представители, цикл развития и его особенности
    • Особенности размножения споровых растений
      • Голосеменные: общий план строения (срезы корня, листа, стебля), классификация, эволюционные преимущества, цикл развития и его особенности, строение шишки
    • Цветковые:
      • Классы и их особенности, эволюционные преимущества
      • Однодольные и двудольные: общий план строения (срезы корня, листа, стебля, план цветка), классификация, эволюционные преимущества
      • Основные семейства цветковых растений: формулы, соцветие, плоды, представители
    • Грибы
      • Общий план строения, классификация, цикл развития, представители
    • Эволюция систем органов по типам животных (от простейших до хордовых)
    • Зародышевые листки и их производные (особенно у человека)
    • Онтогенез
      • Что происходит во время: бластуляции, гаструляции, нейруляции, органогенеза
    • Систематика каждого типа животных до класса, кроме хордовых и членистоногих
      • Строение, отличительные характеристики (эволюционные особенности), представителей типа/класса
      • Жизненные циклы представителей круглых и плоских червей
    • Систематика типа хордовых
      • Надклассы, классы, подклассы позвоночных
      • Отряды (млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий): общий  строения и отличительные характеристики, представителей надкласса/класса/подкласса/отряда
      • Эволюция систем органов позвоночных (от простейших до хордовых)
      • Эволюция целома
      • Классификация черепов позвоночных животных
      • Классификация и строение конечностей отрядов млекопитающих
    • Систематика членистоногих
      • Ракообразные, паукообразные, насекомые и другие: классы, отряды (только для насекомых). Знать строение и отличительные характеристики класса/отряда
      • Классификация и строение ротовых аппаратов насекомых
      • Классификация и строение конечностей членистоногих (насекомые, ракообразные, паукообразные)
    • Эволюционные отличительные характеристики человека
    • Аналогичные и гомологичные органы с примерами

    Рекомендуемая литература:

    2. Анатомия и физиология человека и основных групп животных


    • Пищеварительная система
      • Типы гетеротрофного питания (голозойное, сапротрофное, мутуализм, паразитизм, комменсализм)
      • Механизмы питания животных (фильтрование, детритофагия, кусающее - жующее, жидкостное)
      • Зубная формула и морфология зубного аппарата у разных групп животных
      • Приспособления ЖКТ к типу питания животного
      • Основные черты пищеварения травоядных 
      • Сравнение пищеварительных систем отрядов млекопитающих
      • Необходимые питательные вещества и их недостаток
      • Строение звеньев пищеварительной системы
      • Процессы в ротовой полости, глотке и пищеводе
      • Зубной аппарат человека
      • Перистальтика
      • Пищеварение в желудке
      • Пищеварение в тонком кишечнике
      • Процессы в толстом кишечнике
      • Нервно-гуморальная регуляция пищеварения
      • Нервно-гуморальная регуляция процессов консервации и мобилизации энергетических блоков
      • Нервно-гуморальная регуляция аппетита
    • Дыхательная система
      • Градиент парциального давления при газообмене
      • Дыхательные среды
      • Строение и функционирование жабр
      • Трахейная система насекомых: механизм работы 
      • Структура легких
      • Дыхание амфибий
      • Дыхание птиц
      • Дыхание млекопитающих
      • Контроль и регуляция дыхания человека
      • Механизм вдоха и выдоха
    • Кровеносная система
      • Типы кровеносных систем
      • Компоненты кровеносной системы
      • Один круг кровообращения рыб
      • Два круга кровообращения человека
      • Строение и механизм работы сердца
      • Регуляция сердечного ритма: автономная нервная система сердца
      • Структура и функции кровеносных сосудов
      • Регуляция скорости кровяного потока
      • Регуляция кровяного давления
      • Функция капилляров
      • Функция лимфатической системы
      • Состав крови
      • Механизмы транспорта газов в крови
      • Эффект Бора
      • Дыхательные пигменты
      • Адаптации газообмена ныряющих животных
    • Строение нервной системы человека
      • Структура и функции нейрона и нейроглии
      • Структура синапса
      • Компоненты нервной системы позвоночных
      • Вегетативная нервная система
      • Строение и функции отделов ЦНС
      • Строение уха и глаза млекопитающих
      • Строение кожи
      • Рефлексы: рефлекторная дуга, виды рефлексов
    • Эндокринная система
      • Виды межклеточной коммуникации
      • Классы химических регуляторов
      • Виды гормонов
      • Свойства гормонов
      • Типы клеточного ответа на гормоны
      • Компоненты эндокринной системы
      • Виды обратных связей: положительная и отрицательная
      • Координация нервной и эндокринной системы
      • Гормоны гипоталамуса и гипофиза
      • Остальные гормоны и их функции, классификация
      • Каскадный эффект гормональной регуляции
      • Влияние гормонов на рост
      • Паратиреоидный гормон и витамин Д: контроль концентрации кальция в крови
      • Реакция бей-или–беги
      • Половые гормоны и их особенности
      • Гормоны и биологические часы
      • Эволюция функции гормонов
    • Выделительная система
      • Осмос и осмолярность
      • Механизмы осморегуляции
      • Виды азотистых отходов у разных групп животных
      • Строение нефрона
      • Функции отделов нефрона
      • Механизмы реабсорбции воды и минералов
      • Юкстамедуллярный аппарат
      • Нервно-гормональная регуляция нефрона
    • Опорно-двигательная система
      • Скелетные системы: функция скелета, гидроскелет, экзоскелет, эндоскелет
      • Скелетные ткани: функция и структура хряща, кости
      • Классификация костей
      • Кости позвоночных: осевой скелет, суставы
      • Мышечная система: особенности скелетных мышц, гистология поперечнополосатых мышц, механизм мышечного сокращения (теория скользящих нитей)
      • Источники энергии в мышцах
      • Виды мышечных волокон
      • Локомоция позвоночных: дождевой червь, насекомых, рыб (поступательное движение), четвероногих, человека
    • Репродуктивная система
      • Механизм бесполого размножения
      • Обзор циклов размножения животных
      • Виды полового размножения и их особенности
      • Схема гаметогенеза
      • Мужская репродуктивная система
      • Женская репродуктивная система
      • Гормональный контроль мужской репродуктивной системы
      • Гормональный контроль женских репродуктивных циклов
      • Зачатие, эмбриогенез, роды
      • Интеграция женского организма и плода
    • Пути терморегуляции у животных
    • Витамины: их функции, классификация

    Источники:

    3. Анатомия и физиология растений


    • Питание растений (изучить тему тут будет полезнее - Campbell
      • Текстура и виды почв
      • Состав почвы
      • Необходимые минералы и их недостаток
      • Роль бактерий в питании
      • Роль грибов в питании
      • Формы питания: эпифиты, паразиты, хищники
    • Ткани растений
      • Простые ткани: паренхима, колленхима, склеренхима
      • Сложные ткани: ксилема, флоэма
      • Структуры покровной, проводящей, механической, выделительной и основной растительных тканей
    • Структуры и рост растений
      • Анатомическое строение корня, стебля и листа двудольных, однодольных и голосеменных
      • Видоизменения корня, стебля, листа у разных групп растений
      • Первичный рост корней и стебля (в особенности анатомия)
      • Вторичный рост корней и стебля (в особенности анатомия)
      • Сосудистый камбий, метаксилема и метафлоэма
      • Пробковый камбий и рост перидермы
      • Эволюция вторичного роста (смотри учебник Campbell)   
      • Механизм деления и роста растительной клетки
      • Гипотезы детерминированности роста (см. Campbell)
      • Контроль клеточной дифференциации через экспрессию факторов роста (см. Campbell)
      • Фазы роста и фазовый сдвиг (см. Campbell)
    • Транспорт растений (изучить тему тут будет полезнее - Campbell)   
      • Механизмы всасывания воды и минералов корнем
      • Пути транспорта веществ
      • Механизм переноса неорганических и органических молекул через мембрану
      • Транспорт веществ на большие дистанции: корневое давление, когезия и адгезия, транспирационная тяга, транслокация, загрузка веществ во флоэму, позитивное давление во флоэме, негативное давление в ксилеме 
      • Строение и функция устьиц
      • Механизм открывания и закрывания устьиц
      • Влияние испарения на увядание и температуру листа
      • Адаптации для уменьшения потери воды
      • Плазмодесмы
      • Роль флоэмы в переносе сигнальных молекул и передаче электрического импульса
    • Размножение покрытосеменных растений
      • Строение и функция цветка
      • Образование гамет
      • Строение пыльцевого зерна
      • Типы соцветий
      • Виды опыления
      • Обзор жизненного цикл цветковых
      • Механизм двойного оплодотворения
      • Структура семени и механизм прорастание
      • Виды роста побега (надземное, подземное)
      • Строение и классификация плодов
      • Виды асексуального размножения
      • Механизмы предотвращения самоопыления
      • Тотипотентность
    • Фотосинтез
      • Общая формула фотосинтеза
      • Локализация фотосинтеза
      • Природа солнечного света
      • Спектры поглощения и спектры действия
      • Фотосинтетические пигменты, как рецепторы света

    4. Экология (Campbell)


    9-11 класс


    1. Анатомия и физиология человека и основных групп животных


    • Иммунная система
      • Врожденный иммунитет беспозвоночных
      • Врожденный иммунитет позвоночных
      • Как патогены могут противостоять иммунитету
      • Обзор гуморального и клеточного иммунитета
      • Виды иммунных клеток
      • Распознавание антигенов В-лимфоцитами и антителами
      • Распознавание антигенов Т-лимфоцитами
      • Созревание В- и Т-лимфоцитов
      • Роль Т-хелперов в приобретенном иммунитете
      • Роль В-лимфоцитов в приобретенном иммунитет
      • Механизм распознавания антигена Т-хелперов и Т-киллеров
      • Обзор вакцинации: активный и пассивный иммунитет
      • Роль иммунных клеток в аллергической реакции и обзор ее обзор
      • Использование антител в биотехнологии (Иммунофлуоресцентный анализ, )
      • Виды дефекта иммунной системы (сильно выраженный, слабо выраженный, самонаправленный)
      • Биология рака: причины и механизм появления и развития, методы предотвращения
      • Как иммунная система борется с раковыми клетками
    • Строение нервной системы человека (именно тут - Campbell)
      • Механизм генерирования потенциала действия и потенциала покоя
      • Деполяризация и гиперполяризация
      • Генерирование и суммация постсинаптического потенциала
      • Ослабление нервного импульса
      • Виды трансмиттеров
      • Сон и бодрствование
      • Регуляции биологических часов
      • Эмоции
      • Томография мозга
      • Язык и речь
      • Механизм обрабатывания информации 
      • Эволюция когнитивных функций позвоночных
      • Нейронная пластичность
      • Механизм формирование памяти и обучение
      • Заболевание нервной системы: шизофрения, депрессия, наркотическая зависимость, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона  
      • Сенсорные рецепторы: свойства и типы рецепторов, механизм трансдукции сигнала
      • Молекулярные механизмы зрения, слуха, осязания и вкуса
      • Чувство гравитации и равновесие

    Источники:

    2. Эволюция (Campbell)


    • Филогенетика
      • Эволюционные приобретения признаков нисходящих рангов, временные рамки приобретений
      • Обзор взаимоотношений групп животных: монофилия, парафилия, полифилия
      • Обзор состояний признака: синапоморфия, аутапоморфия, апоморфия, симплезиоморфия 
      • Обзор типов происхождения схожести признака: гомология, гомоплазия
      • Обзор эволюции новых видов: дивергентная эволюция, конвергентная эволюция, параллельная эволюция 
      • Обзор гибридизация видов
      • Обзор видообразования: симпатрическое, аллопатрическое, парапатрическое, перипатрическое 
      • Методы построения филогенетического древа: UPGMA, outgroup method, SINE/LINE, fossil and DNA records etc. 

    3. Анатомия и физиология растений


    • Сигнализирование в растениях(именно тут - Campbell)
      • Сигнальный путь (восприятие, передача, ответ)
      • Классификация и эффекты фитогормонов
      • Голубой фоторецептор и его функции
      • Фитохромный рецептор и его функции
      • Молекулярный механизм цветения
      • Биологические часы и Циркадный ритм растений
      • Свет и биологические часы
      • Фотопериодизм и сезонные изменения у растений
      • Механизмы реакций растений на гравитацию и окружающий стресс
    • Защитная система растений (Raven и Campbell)
      • Физический барьер против травоядных животных
      • Химическая защита против травоядных животных и патогенов
      • Животные, которые защищают растения
      • Систематический ответ на чужеродные частицы
      • Уровни защиты (от молекулярного до межвидового) 
    • Фотосинтез (именно тут - Campbell
      • Световая фаза: окисление воды, световое возбуждение хлорофилла, структура фотосистемы, электронно-транспортная цепь, циклический и нециклический поток электронов
      • Сравнения хемиосмоса в хлоропластах и митохондриях
      • Темноват фаза: цикл Кальвина (количественное значение атомов углерода, АТФ, НАДФ),
      • Лимитирующие факторы фотосинтеза
      • Графики интенсивности фотосинтеза
      • Световая точка компенсации СО2
      • C4-фотосинтез: строение листа Кранца, путь Хэтча-Слэка, повторная фиксация углерода, сравнение хлоропластов клеток мезофилла и клеток обкладок проводящего пучка
      • CAM-фотосинтез: основные особенности
      • Фотодыхание и его роль

    Источники:

    4. Генетика


    • Законы Менделя
    • Аллельные взаимодействия
      • Обзор: полное доминирование, неполное доминирование, множественный аллелизм, кодоминирование, сверхдоминирование
    • Неаллельные взаимодействия
      • Общие характеристики, генотипическое и фенотипическое расщепление: эпистаз, полимерия, комплементарность, плейотропия
    • Популяционная генетика
      • Уравнение Харди-Вайнберга
      • Естественный отбор: расчет коэффициента отбора, относительной приспособленности;
      • Мутации при рецессивном и доминантном отборе гомозигот
    • Виды мутации (Генные, Хромосомные, Геномные)
      • Связанные заболевания
      • Механизмы возникновения мутаций
      • Обратные и супрессорные мутации
    • Кроссинговер
      • Тетрадный анализ (полный разбор)
      • Молекулярный обзор процесса кроссинговер
      • Зависимость частоты кроссинговера от частоты конъюгации хромосом и расстояния между генами 
      • Зависимость частоты рекомбинантный гамет от частоты рекомбинации
      • Картирование хромосомы с помощью одинарного, двойного трехточечного и двойного двухточечного кроссинговера
      • Понимание и расчет коэффициента интерференции и коинциденции
    • Родословные
      • Знать символы родословных схем
      • Остальное по логике  

    Источники:

    5. Биохимия


    • Основы Биохимии
      • Структура и функции Липидов, Белков и Углеводов, Нуклеиновых кислот
    • Клеточное дыхания (Необходимо разобрать механизмы и общие реакции следующих тем)
      • Гликолиз
      • Цикл Кребса
      • Окислительное фосфорилирование
    • Основы органической химии ( Особенности следующих групп химических соединений)
      • Спирты
      • Карбоновые кислоты
      • Амиды
      • Эфиры
    • Метаболизм и Биоэнергетика
      • Глюконеогенез
      • Пентозофосфатный путь
      • Бета-окисление жирных кислот
      • Цикл мочевины
    • Ферментативная кинетика (Уметь использовать данные с графика, использование уравнения для поиска Vmax, Km, V0)
      • Уравнение Михаэлиса-Ментена
      • График Лайнуивера-Берка
    • pH и pK (Основные понятия, формулы расчета)

    Источники:

    6. Молекулярная биология


    • Репликация ДНК: ферменты и механизм их работы, механизм и стадии, по какому направлению идет процесс, принцип комплементарности
    • ДНК: типы нуклеотидов, структура, формы ДНК, отличия от РНК, химические и физические свойства (плавление, спаривание, седиментация и др.)
    • Репарация ДНК: виды и механизмы
    • Транскрипция: ферменты и механизм их работы, механизм и стадии, направление процесса на цепи.
    • Процессинг РНК: полиаденилирование, кэпирование, редактирование (функции, механизм и важность)
    • Трансляция: генетический код (общее понятие) и его свойства, ферменты, направление
    • Модификация белков
    • Методы молекулярной биологии: секвенирование ДНК (по Сэнгеру, новое поколение), ПЦР, виды блоттинга, клонирование растений и животных, трансформация и трансфекция, виды электрофореза, виды хроматографии, вектора, метод ELISA и др.)

    Источники:

    7. Этология (Campbell)


    8. Практика


    После прочтения или же в процессе чтения этих книг ты можешь расширять свои знания по определенным сферам. Самым главным моментом в этом этапе является то, что ты должен практиковаться. Решай международные олимпиады и национальные олимпиады. Разбирай задачи, понимай и решай заново их уже на время.

    1. Районные, областные олимпиады (лучше смотреть уже готовые с ответами для понимания того, что составители любят добавлять)
    2. Республиканские олимпиады, начиная с 2012
    3. Международные олимпиады (IBO), начиная 2012 года
    4. Индийские олимпиады (INBO)                                   
    5. Американские олимпиады (USABO)                        

    Ты должен уметь синтезировать свои знания в реальной жизни. Разбирай популярные статьи в научных журналах, попроситесь в лабораторию школы, чтобы делать практики олимпиад. Ты почувствуешь себя реальным ученым, когда начнешь все это. Ты должен наработать навыки по практике, потому что на международных олимпиадах тебе придется максимально точно и ускоренно выполнять практические задания. Разбирая статьи, ты начнешь мыслить как ученый. Плюс к этому, материалы со статей берут на олимпиады. Даже на сборах тренер будет тебя проверять на то, насколько ты будешь понимать данную статью, давая различные задания по ним.

×